научно-методическая деятельность

МАСТЕР - КЛАСС "РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
13 МАРТА, 2013 год


Г.М. Сурова, 
г.Челябинск 

К ВОПРОСУ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА 

В соответствии с федеральными государственными требованиями содержание образовательной области «Художественное творчество» в детском саду направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение таких задач, как развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества и приобщение детей к изобразительному искусству. 

Бесспорно, изобразительная деятельность детей дошкольного возраста считается одной из самых интересных. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставленным на бумаге, и лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение (Саккулина Н.). 

Одной из самых интересных тем в изобразительном творчестве детей занимает рисование портрета. Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя. 
Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии. 

В процессе художественно-творческой деятельности дошкольники знакомятся с детскими портретами известных художников, мастеров русской художественной школы XIX в. – О.Кипренского – «Девочка в маковом венке», В.Тропинина – «Портрет сына художника», А. Венецианова – «Захарка», В.А. Серова – «Мика Морозов», «Девочка с персиками» и др. 

Освоение дошкольниками техники изображения портрета происходит в соответствии с их возрастными особенностями, что позволяет последовательно развивать их способности и творческую индивидуальность (В.И. Логинова). 

Знакомство детей с портретом как жанром искусства происходит в средней группе. Дети знакомятся с основными признаками портрета, его назначением и отличием от других жанров. Они рисуют образы Колобка, Солнышка, «оживляют» свои рисунки «лицом»: пририсовывают нос и ротик в виде черточек и глазки в виде точек в пределах нарисованного круга. Таким образом, они «оживают» и становятся индивидуальностью, получив свой характер, свое «лицо». Опыт работы показывает, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. В связи с этим возникает необходимость научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Прежде всего используются самые простые и занимательные приемы – нетрадиционные, например, рисование ладошкой. Так, с помощью «ладошковой живописи и графики» дети рисуют самые разные портреты в профиль, обмакнув ладонь в краску и приложив ее к листу или обводя ее графическим материалом. Помощницы-ладошки учат детей рисовать человека и во весь рост (ладонь прикладывается к листу, обводятся большой и указательный пальцы левой руки, остается дорисовать голову, руки и человек готов – появляются выразительные образы космонавта, лыжника, малыша и др.). Кроме того, в начале обучения изображению человека можно использовать нетрадиционную технику изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет (различные предметы, которые можно обводить – посуда, стаканчики, ложки, строительный материал, мозаика). Затем, соединяя разные фигуры, превращает их в изображение человека, дополняют полученный образ деталями и раскрашивают любыми подходящими материалами. Данные приемы позволяют заинтересовать детей, избавляют их от неуверенности, побуждают к фантазированию и творчеству. 

В старшей группе происходит знакомство с видами портрета, его особенностями. Рассматривая пропорции лица, определяя настроение, дети осваивают средства передачи внутреннего мира человека, его характер и рисуют портреты мам, пап, друзей, себя по памяти, сказочных героев (Буратино, Дюймовочку, Карабаса, Деда Мороза и другие образы). Для обучения детей изображению разных мимических состояний используются схемы, показ способов рисования, дидактическая игра «Составь портрет», «песочное рисование» для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. Сначала дети схематично передают мимику лица человека. А затем заменяют схемы реальными изображениями. Подбирая необходимое выражение лица, учат изображать настроение человека, используя широкий диапазон эмоциональных состояний. Дети рассматривают лица друг друга, обращают внимание на глаза: веки с ресницами, глазное яблоко, радужку, зрачок. Выясняют, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети (в самой верхней части овала лица), что над глазами располагается лоб, что глаза располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам. Когда дети начинают работать, для них оказывается трудным нарисовать овал лица величиной хотя бы в половину альбомного листа и правильно расположить его в середине плоскости листа. Кроме того, овал получается либо слишком маленьким, либо вовсе не овалом. Тогда на помощь снова приходит детская ладошка. Дети располагают левую ладонь в середине листа и обводят ее с небольшим запасом вокруг ладошки. Овал получается правильной формы и в середине листа. Затем, когда глаза находят свое место на лице, нетрудно пририсовать нос и рот. Необходимо показать детям несколько видов изображения носа и рта. Затем изучить мимику: форму рта и положение бровей. На этом этапе помогают игровые моменты, дидактические пособия и игры, например – «Какое выражение лица бывает у людей». Рассматривая друг друга, дети выясняют, что волосы бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые), а прически имеют разную форму: у мальчиков короткие и длинные стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие. Знакомя детей с рисованием ушей, на помощь могут прийти жесты: обвести руками форму, как бы рисуя контур, обхватить руками; затем предложить жестом в воздухе показать форму, так они узнают, что уши, как правило, овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз. 

Продолжая знакомить с понятием «портрет» необходимо обратить их внимание на то, что на портрете человек не всегда изображен во весь рост, часто это лишь голова, шея, плечи (погрудный портрет, портрет в профиль, в фас). Внимательно рассматривая картины и фотографии, обязательно необходимо отмечать трудные для детей моменты: величину глаз, их местоположение, расположение и форму бровей и ушей. Сравнивать лица взрослых и детей (главное хорошо всмотреться во все изменения, соотношения). На занятии «Портрет моего друга», дети учатся передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они рисуют лица, шею, плечи и частично одежду. Перед началом работы можно показать, как это делается. Затруднения у детей обычно вызывают шея (она получается слишком тонкой) и плечи (дети, как правило, рисуют их покатыми), поэтому голова у них стоит как бы на треугольнике. Необходимо показать на себе или на ребенке, что плечи довольно прямые и гораздо шире головы, а шея не такая уж тонкая, лишь чуть поуже головы. Дети с увлечением рассматривают в этот момент друг друга и себя в зеркало. 

В подготовительной группе, используя основные средства выразительности – линию и цвет, дети рисуют с натуры и по представлению самые разные портреты (детей, парные портреты «Мы с мамой», «Я с папой», групповые. Целесообразно проводить работу по трансформированию характера человека на фантазийные образы – Доброго Волшебника, Снегурочки, Красавицы Весны и Холодной Зимы. Дети учатся подбирать соответствующий цвет фона, думать, в какой обстановке лучше нарисовать тот или иной образ, какие материалы и техники использовать. Рисуя лицо человека, дети учатся соблюдать необходимые пропорции и правильно размещать части лица, используя деление его на 3 равные части. С помощью систематических упражнений они достаточно легко справляются с этой задачей и изображают лицо человека в разном ракурсе (фас, профиль). Активный словарь детей пополняется новыми словами: «веко», «крылья носа», «ушная раковина» и др. Для закрепления полученных знаний используются дидактические игры, например: «Найди ошибку в портрете», «Угадай настроение», «Свет мой зеркальце, скажи», «Расколдуй фигуры» и др. 

Выполняя творческие задания, маленькие художники используют знания, умения и навыки, полученные при изучении предыдущих тем, самостоятельно и творчески подходят к выбору вида портрета, способа изображения, средства выразительности, художественно-изобразительного материала. Интересно и занимательно проходит рисование автопортретов с использованием зеркал. Изображая себя, каждый ребенок задумывается над вопросами: «Какой я?», «Как я выгляжу», «Какой у меня характер?», «Что меня отличает от других людей?» и т.д. В процессе работы полезно постоянно поддерживать диалог – учить называть предметы, привлекать внимание, заинтересовывать детей, применяя игровой прием, развивающий наблюдательность, внимание. Изображая портреты людей разных национальностей, дети используют такие средства выразительности, как цвет кожи, волос, глаз, особенности костюма. В качестве натуры можно использовать куклы в национальной одежде или рисовать по представлению. 

Рисуя портреты людей разных профессий, дети отражают типичные характеры: доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.. Создают образы близких людей, наделяя их профессиональными чертами («Моя воспитательница», «Мой папа –строитель»). Вопросы и напоминания в процессе изображения помогают вспоминать и уточнять порядок работы, побуждают высказыванию своих мыслей. Развивая у детей творческие способности, предлагается нарисовать портреты несуществующих образов. Например, времен года в образе людей, передавая характерные черты каждого сезона (Зима – холодная, лютая, снежная, волшебная, Весна – ветреная, цветущая, легкая, и т.д.). С помощью приемов творческого воображения (аналогии, преувеличения, акцентирования и др.) маленькие художники изображают фантастические образы русалок, Небылиц, оживляют деревья и т.д. 

Таким образом, изучая данную тему, дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию. Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии, поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры. На их примере дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т.д. Старательно раскрашивая портреты, подбирая наиболее яркие выразительные средства, дети передают свои чувства любви и уважения к родителям, близким, рассказывают о красоте и нежности матери, доброте и мужественности отца. 

Первым запечатлением в зрительной памяти детей остается именно лицо мамы. Позже ребенок начинает узнавать лица остальных членов семьи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок способен нарисовать того кого видит каждый день с большой долей портретного сходства. Это не будет профессиональный портрет, но он будет узнаваем! Часто родители думают, что портрет рисовал не ребенок, а педагог, настолько портрет похож. Ребенку можно показать схему рисования портрета, подсказать, объяснить принцип рисования на наглядном примере, но рисовать он должен сам. Если ребенок поймет как, то сухую схему он с радостью наполнит своим живым впечатлением. 

Рисование портретов – увлекательное занятие для детей, позволяющее развивать художественные способности, формировать и организовывать самостоятельную деятельность дошкольников, приобщать их к творчеству. 


Литература: 

1. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. 
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. 
3. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005. 
4. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.



23 АПРЕЛЯ 2013 год

Сурова Галина Михайловна 
Изоруководитель высшей категории 
МАДОУ ЦРР ДС №473 



Развитие ассоциативного восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности


Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения уже не первый год работает по программе «Детство», которая теперь уже довольно широко известна и востребована педагогами дошкольных учреждений. 

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. 

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство» : «Чувствовать – Познавать – Творить», все эти три взаимосвязанных линий развития ребенка активно осуществляются на занятиях по изобразительному искусству, где главным является – пробуждение творческой активности детей, стимулирование их воображения, творческого восприятия и желания включаться в творческую деятельность. 

Одной из наиболее ярких характеристик в восприятии ребенка окружающего мира является цвет. Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Дети узнают, что такое теплые и холодные, яркие и прозрачные цвета, цветовые пятна, цветовая гамма. Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, лепке, конструировании. 

Ассоциация - ( от латинского слова - аззошапо - соединение) - способ­ность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи. Без развитой ассоциативности невозможно художественное творчество, так как она является важнейшим компонентом художественного мышления и воображения. И, в свою очередь, полноценное эстетическое восприятие 

предполагает знание специфики художественной ассоциации, своеобразия языка искусства. 

Блок упражнений на развитие ассоциативного восприятия, используемый мною на занятиях, направлен на развитие ассоциативного мышления ребенка, на способность воспринимать им художественную реальность. С помощью таких упражнений дети легче создают выразительные образы предметов и явлений природы в своих работах. 

Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации. Полноценное эстетическое восприятие предполагает способность мыслить, чувствуя, что является главной целью совместной с детьми деятельности. 

Одним из видов упражнений на развитие ассоциативного восприятия является восприятие художественных произведений, с которыми просто необходимо знакомить детей. Дети способны воспринимать материал настолько, насколько они могут это сегодня, поэтому к одним и тем же произведениям можно возвращаться по нескольку раз (см. приложение 1). 

В упражнениях на развитие ассоциативного восприятия прослеживается эмоциональный стержень, позволяющий связать восприятия искусства - живописный этюд и деятельность детей, в единый процесс осмысления и переживания данной темы. Методика упражнений направлена на решение конкретных нравственно-этических задач предмета изобразительного искусства. Примеры из литературы и искусства родного края способны волновать и затрагивать тонкие, чувственные струны души ребенка близостью изображаемых тем и художественных образов. А это является важным воспитательным моментом в работе с детьми. 

Предлагаемые произведения литературы помогают углубить восприятие переживаемого детьми на занятии материала, а также вызвать образное восприятие в цвете, в графике. Данные поэтические строки могут использоваться для написания этюдов на занятиях по цветоведению различными материалами, что позволяет искать многообразные красочные смеси. 

Упражнения (см. приложение 2) способствуют закреплению навыков смешения красок, расширению красочной палитры, освоению эмоционального использования цвета, сознательному выбору общего цветового решения, цветовым нюансам, сближенным оттенкам цветов, цветовым контрастам. 

Таким образом, можно сформулировать ряд задач, которые решает использование на занятиях по цветоведению упражнений на развитие ассоциативного восприятия: 

- развитие художественного вкуса детей, расширение их представлений
об окружающем мире; 
- развитие зрительной культуры ребенка, знакомство его с миром цвета,
его тончайшими живописными нюансами; 
- обогащение ребенка социальным опытом; 
- развитие сообразительности, активности мышления, словарного запаса, творческого воображения. 

Кроме использования на практических занятиях упражнения на ассоциативное восприятие активно включаются в диагностические исследования. Упражнения проводятся в форме диалога, живого общения с детьми, когда каждому ребенку дается возможность высказаться, выразить свои мысли, чувства, эмоции. 

Приложение 1.

ПРИМЕРЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭТЮДОВ

«Как называется этюд?»

Уронило солнце Осень на опушке краски разводила,

Лучик золотой По листве тихонько кистью проводила,

Вырос одуванчик. Пожелтел орешник и зарделись клены,

Первый, молодой. В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Улетели птицы разные, Утешает осень - не жалейте лето!

Смолк их звонкий перепев. Посмотрите - рожь золотом одета!
А рябина осень празднует, 3. Федоровская

Бусы красные надев. * * * 
О.Высоцкая 

В красный цвет окрасил кисти 

* * * Куст рябиновый в бору, 

Люблю березу русскую, И пожар кленовых листьев 

То светлую, то грустную. Полыхает на ветру. 

А.Прокофьев О.Высоцкая 

«Какое время изображено?» 

Туча небо кроет, Люблю, когда горят румянцем 

Солнце не блестит: Тихи, задумчивы леса. 

Ветер в поле воет, Звенит, кружась в осеннем танце, 


Дождик моросит. Листвы прощальная краса. 

А.Плещеев Н.Кушнир 

«Холодно или жарко?»

Желтый клен глядится в озеро, Кружит, кружит,

Просыпаясь на заре Кружится

За ночь землю подморозило, Белая пурга.

Весь орешник в серебре. Где темнели лужицы -

О.Выготская Пышные снега.

Л. Татьяничева



Приложение 2

УПРАЖНЕНИЯ НА АССОЦИАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

«Как называется этюд?» 

1. Предлагаем детям рассмотреть живописный этюд, где нет
конкретного рисунка, и просим дать этому этюду название. Например:
«Цветы», «Букет цветов», «Первые цветы» и т.д. 

2. К этому же этюду - дать полное название. Например: «Весенняя
цветущая поляна», «Распускаются лепестки под солнцем» и т.д. 

«Какое время изображено?» 

1. Можно ли изобразить в рисунке или живописном этюде время?
Предлагаем детям несколько разных по цветовой гамме этюдов с тем, чтобы они сказали, какое время года изображено (этюды абстрактные). 

Почему они так думают? Может быть дети предложат более полное название. Например: «Жаркое лето», «Поздняя осень» и т. д. 

2. Продолжая разговор с детьми о времени, можно спросить какое время они еще знают? Время дня: утро, день, вечер, ночь. 

Можно ли это изобразить? А «увидеть» в готовом виде? Давать полные названия: «Туманное утро», «Промозглый день», «Холодно или жарко?». 

Подобрать этюды, выполненные в холодной и теплой гамме. С чем ассоциируются эти изображения? Давать полные ответы, используя как можно больше прилагательных: «Зима холодная, звенящая, хрустящая, серебристая...» и т.д. 

«Какое настроение в природе?» 

1. Как художник передает состояние в природе: пасмурно, хмуро,
солнечно? Какими средствами? (добавлением черной и белой краски).
Выставить несколько этюдов с ярко выраженными состояниями природы. 

2.Что происходит в природе? (улетели птицы, идет дождь, снегопад,
солнце выглянуло, гроза, воет метель, жара). Дети дают подробное описание
этюдов. 

«Какое настроение данный этюд вызывает у зрителя?» 

1. Что вы испытываете, глядя на этот этюд? Какое он вызывает у вас
настроение? (грусть, печаль, смех, радость). 

2. Что несет в себе данный этюд? Состояние добра или зла? Подтвердить
полными ответами. 

«Можно ли увидеть музыку?» 

1. Какие живописные этюды соответствуют данной музыкальной фразе.
Показать несколько живописных этюдов и дать послушать музыку. Например:
«Полет шмеля», «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Шум моря» Чюрлениса. 

2. Также можно провести ассоциации на вкусовые ощущения и запах,
предложить рассмотреть несколько этюдов и дать им названия. Например:
«Вкус парного молока, мороженного», «Запах сирени», «Горькая редька» и 

т. д. 

3. Также провести упражнения на тактильное ощущение. Например:
«Мягкий бархат», «Колючий ёжик», «Холодный снег» и т.д. 

«Реальность и фантазия» 

На воображение сказочности или реальности. Например: «Волшебный лес», «Подводное царство» или «Моя улица», «Цирк» и т. д. 

«Образ животного» 

1. На сказочность (или реальность). Описать характер животного, его
повадки, настроение, общение с людьми и т. д. Например: «Добрый петушок»,
«Ласковый кот», «Грустный пингвин» и т. д. 

2. Фантастические животные (выдуманные, несуществующие с теми же
характеристиками), 

«Образ человека» 

1. Каким Вы представляете человека, глядя на этот этюд? 

Например: «грустная, задумчивая», 

«веселая, хохотушка, непоседа...». 

2. Как через этюд раскрывается характер человека? Его настроение?
Почему у него такое настроение? 

Например: «Поп не ест, не пьет, ночи не спит: Лоб у него заранее трещит»

Комментариев нет:

Отправить комментарий