четверг, 24 октября 2013 г.



   

10 заповедей успеха
в работе с детьми по ИЗОдеятельности

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста по изодеятельности натолкнул на обобщение этого опыта и  определение  своеобразных заповедей.
Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Художественно-изобразительная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы. Глаза человека, развитого искусством, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз.
Рисуя, ребенок отражает  и упорядочивает свои знания о мире, осознает в нем себя.
Конечно, не все дети станут художниками, это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ребенок, главное, что художественно-изобразительная деятельность очень полезна для всех. Она помогает формировать творческую личность, учит мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Кроме того, ребенок будет видеть, любить и понимать искусство.
Очень многое зависит от педагога, который окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Итак – заповеди…

1.                Ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Педагог должен быть всегда рядом, ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда необходима подсказка старшего, иначе ребенок потеряет интерес к занятиям. К тому же вместе «творить» веселее. Необходимо не просто обучать,  показывая, а тесно сотрудничать с ребенком в процессе работы.

2.                Радоваться  вместе с ребенком. Каждый маленький успех для ребенка – это огромная радость педагога, пусть ребенок видит, как радует нас  его успех.


3.                Не подвергать никого критике! Утверждать право каждого на самостоятельность.

4.                Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Задачи должны быть доступными для детей, их усложнение должно быть постепенным.

5.                Важно чаще  хвалить  ребенка за его усердие, неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе.


6.                Предлагать  детям поиск и самовыражение в изображении образов. Удачное их решение приносит педагогу и детям удовлетворение.

7.                Основная цель занятий – научить ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, полностью проявить свои способности. Дети могут многое, если им интересно.


8.                Как быть, если ребенок не хочет больше заниматься? Скорее всего, у него просто не получается, лучше задержаться на чем-либо до тех пор, пока ребенок не приобретет настоящего навыка. Пусть ребенок доводит начатое дело до конца. Совместная работа будет приносить радость и руководителю  и детям. Поэтому – терпение!

9.                Чтобы увлечь ребенка занятиями изобразительной деятельности, нужно встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится. Нужно попробовать стать учеником у ребенка, он сам научит тому, что хорошо делает. Отношение станет дружеским, соединенное общими трудностями, общими интересами.


10.           Прежде чем обучать ребенка, педагог сам должен быть грамотным – владеть разнообразными приемами, знать психологию детей, идти в ногу со временем и, конечно, любить их, тогда на занятиях не возникает неожиданных ситуаций.




Сурова Галина Михайловна
Изоруководитель высшей категории
МАДОУ ЦРР  д/с №473

Развитие ассоциативного восприятия  у детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности

Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения уже не первый год работает по программе «Детство», которая теперь уже довольно широко известна и востребована педагогами дошкольных учреждений.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство» : «Чувствовать – Познавать – Творить», все эти три взаимосвязанных линий развития ребенка активно осуществляются на занятиях по изобразительному искусству, где главным является – пробуждение творческой активности детей, стимулирование их воображения, творческого восприятия и желания включаться в творческую деятельность.
Одной из наиболее ярких характеристик в восприятии ребенка окружающего мира является цвет. Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Дети узнают, что такое теплые и холодные, яркие и прозрачные цвета, цветовые пятна, цветовая гамма. Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, лепке, конструировании.
 Ассоциация - ( от латинского слова - аззошапо - соединение) - способ­ность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи. Без развитой ассоциативности невозможно художественное творчество, так как она является важнейшим компонентом художественного мышления и воображения. И, в свою очередь, полноценное эстетическое восприятие
предполагает знание специфики художественной ассоциации, своеобразия языка искусства.
Блок упражнений на развитие ассоциативного восприятия, используемый мною на занятиях, направлен  на развитие ассоциативного мышления ребенка, на способность воспринимать им художественную реальность. С помощью таких упражнений дети легче создают выразительные образы предметов и явлений природы в своих работах.
Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации. Полноценное эстетическое восприятие предполагает способность мыслить, чувствуя, что является главной целью совместной с детьми деятельности.
Одним из видов упражнений на развитие ассоциативного восприятия является восприятие художественных произведений, с которыми просто необходимо знакомить детей. Дети способны воспринимать материал настолько, насколько они могут это сегодня, поэтому к одним и тем же произведениям можно возвращаться по нескольку раз (см. приложение 1).
В упражнениях на развитие ассоциативного восприятия прослеживается эмоциональный стержень, позволяющий связать восприятия искусства - живописный этюд и деятельность детей, в единый процесс осмысления и переживания данной темы. Методика упражнений направлена на решение конкретных нравственно-этических задач предмета изобразительного искусства. Примеры из литературы и искусства родного края способны волновать и затрагивать тонкие, чувственные струны души ребенка близостью изображаемых тем и художественных образов. А это является важным воспитательным моментом в работе с детьми.
Предлагаемые произведения литературы помогают углубить восприятие переживаемого детьми на занятии материала, а также вызвать образное восприятие в цвете, в графике. Данные поэтические строки могут использоваться для написания этюдов на занятиях по цветоведению различными материалами, что позволяет искать многообразные красочные смеси.
Упражнения (см. приложение 2) способствуют закреплению навыков смешения красок, расширению красочной палитры, освоению эмоционального использования цвета, сознательному выбору общего цветового решения, цветовым нюансам, сближенным оттенкам цветов, цветовым контрастам.
Таким образом, можно сформулировать ряд задач, которые решает использование на занятиях по цветоведению упражнений на развитие ассоциативного восприятия:
-   развитие художественного вкуса детей, расширение их представлений
об окружающем мире;
-   развитие зрительной культуры ребенка, знакомство его с миром цвета,
его тончайшими живописными нюансами;
-   обогащение ребенка социальным опытом;
- развитие сообразительности, активности мышления, словарного запаса, творческого воображения.
Кроме использования на практических занятиях упражнения на ассоциативное восприятие активно включаются в диагностические исследования. Упражнения проводятся в форме диалога, живого общения с детьми, когда каждому ребенку дается возможность высказаться, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Приложение 1

ПРИМЕРЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭТЮДОВ
«Как называется этюд?»
Уронило солнце                             Осень на опушке краски разводила,
Лучик золотой                                По листве тихонько кистью проводила,
Вырос одуванчик.                          Пожелтел орешник и зарделись клены,
Первый, молодой.                          В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Улетели птицы разные,                  Утешает осень - не жалейте лето!
Смолк их звонкий перепев.              Посмотрите - рожь золотом одета!
А рябина осень празднует,                                                   3. Федоровская
Бусы красные надев.                                           * * *
О.Высоцкая

                                          
                                                        В красный цвет окрасил кисти
* * *                                        Куст рябиновый в бору,
Люблю березу русскую,           И пожар кленовых листьев
То светлую, то грустную.         Полыхает на ветру.
А.Прокофьев                                                  О.Высоцкая
«Какое время изображено?»
Туча небо кроет,                             Люблю, когда горят румянцем
Солнце не блестит:                         Тихи, задумчивы леса.
Ветер в поле воет,                           Звенит, кружась в осеннем танце,
Дождик моросит.                             Листвы прощальная краса.
                  А.Плещеев                                                 Н.Кушнир

«Холодно или жарко?»
Желтый клен глядится в озеро,                   Кружит, кружит,
Просыпаясь на заре                                      Кружится
За ночь землю подморозило,                       Белая пурга.
Весь орешник в серебре.                              Где темнели лужицы -   
                 О.Выготская                                 Пышные снега.
                                                                                         Л. Татьяничева                              

Приложение 2
УПРАЖНЕНИЯ НА АССОЦИАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Как называется этюд?»
1.            Предлагаем детям рассмотреть живописный этюд, где нет
конкретного рисунка, и просим дать этому этюду название. Например:
«Цветы», «Букет цветов», «Первые цветы» и т.д.
2.     К этому же этюду - дать полное название. Например: «Весенняя
цветущая поляна», «Распускаются лепестки под солнцем» и т.д.

«Какое время изображено?»
1.     Можно ли изобразить в рисунке или живописном этюде время?
Предлагаем детям несколько разных по цветовой гамме этюдов с тем, чтобы они сказали, какое время года изображено (этюды абстрактные).
Почему они так думают? Может быть дети предложат более полное            название. Например: «Жаркое лето», «Поздняя осень» и т. д.
2.     Продолжая разговор с детьми о времени, можно спросить какое время они еще знают? Время дня: утро, день, вечер, ночь.
Можно ли это изобразить? А «увидеть» в готовом виде? Давать полные названия: «Туманное утро», «Промозглый день», «Холодно или жарко?».
Подобрать этюды, выполненные в холодной и теплой гамме. С чем ассоциируются эти изображения? Давать полные ответы, используя как можно больше прилагательных: «Зима холодная, звенящая, хрустящая, серебристая...» и т.д.
«Какое настроение в природе?»
1.  Как художник передает состояние в природе:  пасмурно, хмуро,
солнечно?  Какими  средствами?  (добавлением черной  и белой краски).
Выставить несколько этюдов с ярко выраженными состояниями природы.
2.Что происходит в природе? (улетели птицы, идет дождь, снегопад,
солнце выглянуло, гроза, воет метель, жара). Дети дают подробное описание
этюдов.
«Какое настроение данный этюд вызывает у зрителя?»
1. Что вы испытываете, глядя на этот этюд? Какое он вызывает у вас
настроение? (грусть, печаль, смех, радость).
2.   Что несет в себе данный этюд? Состояние добра или зла? Подтвердить
полными ответами.
«Можно ли увидеть музыку?»
1.  Какие живописные этюды соответствуют данной музыкальной фразе.
Показать несколько живописных этюдов и дать послушать музыку. Например:
«Полет шмеля», «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Шум моря» Чюрлениса.
2.           Также можно провести ассоциации на вкусовые ощущения и запах,
предложить рассмотреть несколько этюдов и дать им названия. Например:
«Вкус парного молока, мороженного», «Запах сирени», «Горькая редька» и
т. д.
3. Также провести упражнения на тактильное ощущение. Например:
«Мягкий бархат», «Колючий ёжик», «Холодный снег» и т.д.
«Реальность и фантазия»
На воображение сказочности или реальности. Например: «Волшебный лес», «Подводное царство» или «Моя улица», «Цирк» и т. д.
«Образ животного»
1.  На сказочность (или реальность). Описать характер животного, его
повадки, настроение, общение с людьми и т. д. Например: «Добрый петушок»,
«Ласковый кот», «Грустный пингвин» и т. д.
2.          Фантастические животные (выдуманные, несуществующие с теми же
характеристиками),
«Образ человека»
1.     Каким Вы представляете человека, глядя на этот этюд?
Например: «грустная, задумчивая»,
«веселая, хохотушка, непоседа...».
2. Как через этюд раскрывается характер человека? Его настроение?
Почему у него такое настроение?

Например: «Поп не ест, не пьет, ночи не спит: Лоб у  него заранее трещит»

Комментариев нет:

Отправить комментарий