понедельник, 8 декабря 2014 г.

       Методическая разработка

«Наш край Уральский»
 Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в области изобразительной деятельности










Воспитатель высшей категории:
Сурова Г.М.


Челябинск, 2014 г.



Актуальность


Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей. 
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. В рамках национально–регионального компонента к основной программе художественно-эстетического развития разработано и реализовано данное приложение “Наш край Уральский”.
В настоящее время на основании Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре реализации основной общеобразовательной программы, к организации образовательного процесса дошкольного образования предъявляются всё более высокие требования к повышению качества образования. В связи с этим, было необходимо продумать, каким образом осуществлять разработку и реализацию части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, чтобы отобразить специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых будет осуществляться образовательный процесс. Разработка данной части - это творческая работа педагога, что позволяет самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение вариативной части программы. При проектировании данной методической разработки учитывалось и наличие приоритетного направления в ДОУ по художественному - эстетическому развитию, и принципы интеграции разных видов детской деятельности и системно - деятельностный подход. Художественные образы сказок, сказов оказывают на детей глубокое воздействие, и способствуют пониманию окружающей действительности. Сопереживание с героями для них — это школа чувств и познание окружающего мира, у детей формируются элементарные представления об истории быта, образа и общечеловеческих ценностей народов Урала.
Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной, «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий. «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть методической разработки «Наш край Уральский» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Исходя из вышесказанного, была выявлена проблема, связанная со следующими трудностями: недостаточные знания у детей об Уральском быте, образе жизни, истории народов Урала, отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова, недостаточное знакомство детей с творчеством уральских писателей, уральских мастеров, искусстве Урала в целом в условиях семьи.
Основная идея методической разработки: обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста об истории, быте народов Урала, общечеловеческих ценностях, искусствах уральского края через восприятие художественной литературы (сказы, сказки) уральского писателя П.П.Бажова, через реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:
1. Знакомство детей с малой Родиной – Уралом.
2. Приобщение детей к истории и культуре родного края.
3. Уточнение и закрепление знаний детей о народном творчестве Урала.
4. Формирование познавательного интереса к народным традициям, художественным ценностям местного региона.

Задачи:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории родного края, посредством приобщения к духовно-художественным ценностям, созданным народом.
2. Создание условий для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.
3. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
4. Обогащение словарного запаса детей образными выражениями, эпитетами.
5. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук в процессе выполнения практических заданий (рисование, лепка, аппликация).
6. Воспитание у детей любви к родному краю, уважение к труду и людям трудовых, творческих профессий. 
7. Учить детей мудрости и добру.

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста и рассчитана на учебный год (2 занятия в месяц).

Планируемый результат:

методическая разработка направлена на получение следующих результатов:
· создать развивающую среду, стимулирующую познавательно активность детей.
· дети получают базовое представление о быте и образе жизни на основе сказов народов Урала.
· дети будут способны выразить эмоциональное переживание в соответствии восприятия литературного творчества народов Урала.
· реализация программы способствует значительному повышению самостоятельной активности детей, способствует развитию творческого мышления, умению детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

Программа представляет интерес для коллег.


План художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в области изобразительной деятельности  
«Наш край Уральский»

п/п
месяц
Тема занятия
Образовательная деятельность
Цели и задачи
1
сентябрь
 «Наш край Уральский»
Графика, живопись
Знакомство с пейзажами уральского края (горы, озера).
2
сентябрь
«Уральские сказы»
Пластилиновая живопись
Знакомство с историей Урала через краеведческую литературу. Освоение смешанных техник.
3
октябрь
«Уральские были»
Аппликация
Изучение уральского костюма. Освоение полуобъемной аппликации.
4
октябрь
«Бабушкин кокошник»
Смешанная техника, коллаж
Знакомство с элементами уральского костюма.
5
ноябрь
«Южно-уральские узоры»
Декоративное рисование
Знакомство с Южно-уральской посудой. Закрепление навыков кистевой росписи.
6
ноябрь
«Уральские самоцветы»
Объемная лепка
Знакомство с уральскими самоцветами, их многообразием и прикладным использованием.
7
декабрь
«Гора самоцветов»
Рисование
Развитие фантазии и творчества.
8
декабрь
«Каменный цветок»
Лепка барельефа
Приобретение навыков лепки способом налепа. Декоративная обработка налепа.
9
январь
«Цветок-сказка»
Декоративное рисование
Освоение техники рисования ограниченной палитрой.
10
февраль
«Чугунное кружево»
Коллаж
Знакомство с каслинским литьем. Формирование умения варьировать средства изображения.
11
февраль
«Уральская деревня»
Аппликация с элементами рисования
Знакомство с сельской архитектурой. Развитие навыков художественного вырезывания.
12
март
«Посиделки у самовара»
Рисование натюрморта
Формирование умения рисовать с натуры. Развитию чувства композиции.
13
март
«Мой старинный город»
Аппликация
Знакомство с различными архитектурными постройками, их деталями и украшениями.
14
апрель
«Храмы нашего города»
Графическое рисование
Знакомство с архитектурой.  Поиски композиционного решения.
15
апрель
«Иванко-Крылатко»
Смешанная техника рисования
Знакомство со златоустовской гравюрой. Составление декора композиции с учетом формата изделия.
16
май
«Уральская роспись. Сундук»
Декоративное рисование
Закрепление знаний в выполнении уральской росписи. Формирование умений украшения заданной формы (развертки).
17
май
«Игрушки наших бабушек»
Бумажная пластика
Знакомство с народной забавной игрушкой. Изготовление игрушки-перевертыша (использование футляров от «Киндер-сюрпризов»).



Комментариев нет:

Отправить комментарий